Универсальная мешалка
Фуух, наконецто я снова пишу сюда, две недели почти непрервыного мыслеобразования с последующим превранием мыслей в дело наконецто привели к финалу! С чем меня можно поздравить!))
Итак, второй вариант мешалки, более цивильный и как оказалось более мощный. С хитростями которые помогут сделать лучше и граблями с которыми я столкнулся.
Все началось с того что мне в руки попали две мешалки типа ёршик - с приделанными тремя пропелеррами по всей длине.
И я вспомнил что у меня давно валялся немного кокнутый алонж, я его было склеил но все равно, через него многое не прогонищь а зачем он тогда если есть новый?) Тут же мысль перетекла в действие, вставил в трубку алонжа палку мешалки - идеально подходит! В башке мгновенно родился план.
Отрезал напильником верх алонжа, очень акКуратно пропилив. Но все равно алонж треснул, так что пришлось обмотать стеклотканью с эпоксидкой, очень аккуратно чтобы не засрать шлиф (его можно обмотать чемнить).
Кстати у алонжа сверху есть чтото типа "ванночки" - для заливки туда смазки для мешалки. Это очень удобно, поэтому использование алонжа как затвора более чем оправдано.
После провел хирургическую пересадку с одной мешалки на другую двух лопастей тк в исходнике они были оторваны. А другую мешалку я оставил однопропеллерной, отпаяв остальное на запчасти. Но - пропелеры не пролезали в стандартное горло, пришлось их подогнуть, для пропеллеров ето очень удобно - нагреваем на горелке середину лопасти и вращая мешалку по оси как бы закручиваем на опр угол лопасть, и так с каждой, затем смотрим пролезает или нет. И так до пролезания, затем уже будет понятно насколько гнуть остальные пропеллеры. Собственно удалось согнуть с первого раза и степень изгиба было легко проконтролировать - если у читателя есть такие же мешалки - надо гнуть лопасть до установления ее края паралельно соседней лопасти. Впрочем, разобраться как гнуть не составит труда. Однопропеллерную я не стал гнуть - она подойдет для 45го шлифа или просто смешивать чтото в стакане как миксером. А вот результат - мешалка именно как рождена для 29 шлифа!) Кстати! В колбы фирмы ЛАБО для пролезания не хватает долей миллиметра - там оно Уже! Последний пропеллер я согнул в другую сторону тк ясно что он в колбах до 2л не будет работать и так, а в 2л изза большого обьема надо помочь потоку жидкости разброситься в стороны (или наоборот, собрацца к мешалке в зависимости от направления вращения), тк мешалка диаметром мала а обьем большой, и плюс + мешалка комфортно сидит в 250мл колбе.
Отмечу что стекло мешалки очень хорошо выдерживает температуру, хотя и немного становится матовым при долгом нагреве. Но никаких процессов охлаждения и медленного нагревания - ничего не трескается и так. Хотя стекло толстое и я ожидал неприятностей.
Проверил мешалку на колбе:
Работает почти бесшумно! Если закрыть все выходы и капнуть глицерина то вообще тока тихое журчание.
Вторая мешалка замечательно работает как миксер)))
Ну я на радостях решил замутить реэкшн. Ога блин! Видите на фото, стержень короткий? Вот вот, мотор начинает мешать обвязке, тем более что на литровую колбу вообще стержня не хватает. И что же делать?) Стержни которые у меня появились еще - не подходили по коеф.расширения, лопались. Приклеить трубку?. Кстати, в ходе мешания замеса внутренняя трубка начала трещать и появилась трещина, поетому пришлось промокая в эпоксидке запихнуть внутрь вату, оставив проход для воздуха к отводу - я планировал его оставить на всякий случай, например при продувке каким либо газом или наоборот спуска давления из колбы. Но вату надо пихать не целиком во все пространство внутри алонжа, сантиметра 2-3, затем после промежутка снова, где шлиф, чтобы трубка не колебалась и снова не треснула, уже как знак радиоактивности - секторами чтобы воздух проходил. Отвод конечно забился (способ с ватой лучше чем просто заливка но если отвод не нужен то можно тупо залить в алонж эпоксидки) но спасла периодическая продувка в отвод и после отверждения уже - ковыряние отверточкой часовой. Таким образом алонж нуждается в упрочнении, иначе работать не будет - лучше потратить время зато во время реакции ничо не оторвется.
Наконец нашел выход из положения - оказалось что небольшой стеклянный ковшик, который я получил вместе со стержнями имел стержень в виде ручки который подходил и по диаметру и по расширению, т.е. не трескался. Ковшик я случайно расколотил а стержень сохранился поетому я попробовал спаять. В итоге получилось, но ведь спай был в центре общего теперь стержня мешалки и его надо тщательно центрировать, на глаз ето не сделать при припайке, в чем я и убедился. Надо придумать какой то другой способ.
А пока я занялся укреплением и дизайном самого затвора, хз насколько ето классно просто пришла мысль сделать так. Думал еще припаять кран на отвод, но решил что кран лучше сделать отдельно и при случае его прикреплять (см тему про полезные мелочи).
Тут в голову пришла идея насчет того, как можно легко и быстро выровнять стержень и отбалансировать его, ведь при большой скорости вращения малейшая несоосность ведет к сильнейшей вибрации и увеличивает риск поломки. Читатель уже смог догадаться? если нет возможно фото кое что подскажет. Тем временем придумал как сделать так чтобы при перемешивании в том направлении когда мешалка как бы вгрызается в раствор она не выскакивала из резинки и не билась об дно колбы - надо после вставки мешалки в затвор напаять "оливку" на стержне, и после вставки в резинку закрепить пластиковым хомутом. Тогда она прекрасно держиться и кстати в таком режиме вращения меньше всего вибрации изза натягивания мешалки. Оливка не позволит вынуть стержень из затвора.
Но тут случилась беда, без которой я уже давно бы выложил сей креатифф. Я случайно уронил мешалку и она разбилась вдребезги! Бляяя я был просто расстроен! Неделя трудов насмарку! Пришлось заново припаивать все лопасти почти, и части стержня на которых крепится пропеллер, сделать ето не очень легко, так как припаять два стержня друг к другу вроде бы легко (но надо делать ето тщательно и тщательно прогревать до оранжевого каления спай чтобы все точно и гарантированно спаялось иначе ето приведет к катастрофе!), но в одном месте стержень оторвался прям под пропеллерами. Тут и родилась идея как можно припаять - кончик стержня оттягиваем на тонкий конус и прогреваем тот кусок стержня который внутри пропеллера - только до красна и чтобы выступающие части начали плавится! Затем держа пропеллер чуть выше чтобы он не охлаждался, нагреваем наш конус, до красна и быстро втаскиваем и вжимаем его в дно пропеллера, увеличиваем пламя до светлооранжевого каления и прогреваем не менее 5 минут спай на нем, уравнивая спай и приводя к нужной форме а главное соосности. Это ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент иначе потом исправить нельзя - стекло толстое и лишний раз греть его нельзя, может лопнуть в неподходящий момент. Впрочем все легко удается сделать и после прогрева так что стекло стало чуть ли не стекать, я послепенно охладил и выровнял спай. Таким же образом припаиваются лопасти, но с ними легче - в этом мне помогло хорошее, не трескающееся стекло, иначе бы я давно бы попрощался с мешалкой.
Наконец, потратив 3 дня, я вернулся к исходному состоянию, при етом в процессе попыток выравнивания и приведения к соосности частей стержня я окончательно убедился что мой метод выравнивания работает. Как плату за лишнее время и нервы я получил совершенно точное расположение пропеллеров и симметричность, даже лучше чем было до етого.
Способ выравнивания заключается в следующем - мы кладем стержень между двух ровных книг и начинаем медленно вращать, видим что часть стержня после спая "уходит". Останавливаем стержень в положении, когда он наиболее далеко уходит наверх. Затем горелкой прогреваем спай до пожелтения пламени и считаем до пяти, после чего оставляем. Стержень сам опускается на небольшое расстояние вниз под своей тяжестью, но очень медленно. И это позволяет довольно точно методом дихотомии выровнять и сбалансировать стержень. Затем снова вращаем для проверки. Как правило если перегреть, то стержень уйдет немного в противоположном направлении. Операцию повторяем, с постепенным уменьшением времени прогрева (вообще иногда надо держать дольше, особенно если при припайке стержней мы не сильно заботимся о выравнивании. Но лучше снова погреть 5 секунд, чем потом исправлять, надо делать постепенно, и стараться проверить себя смотря как стержень опускается "на глаз" - нельзя, пара миллиметров на 20-30 см стержня незаметна для глаза и легко переборщить. Контролировать надо по времени каления и вращая стержень между книг.
Постепенно стержень выравнивается очень точно, и етого можно добиться очень быстро, особенно если не охлаждать долго перед проверкой, а затем сразу же нагревать но с меньшим временем тк стекло нагрето. В общем это делается быстро и что самое главное точно!
B)
Не забываем напаять снова оливку, и мешалка готова. Да, все спаи надо немного потестить - попробовать легко погнуть стекло, степень етого "легко" легко почувствовать. Первый спай был не очень прочным и при легком изгибе треснул. Но лучше чтобы он треснул и сломался сейчас чем уже в работе. При тщательном прогреве спая (это обязательно!!!) при легкой попытке изгиба он никогда не издаст ни звука, а длинный стержень как гнется можно заметить глазом - миллиметра на 2. И еще - насчет балансировки - надо точно удостоверится что стержни кроме просто наклонения относительно друг друга должны быть СООСНЫ! Первая моя ошибка была в том что я отбалансировал стержень, но оси его "половинок" были не коллинеарны (паральлельны но на одной прямой не лежали). Это приводит к сильнейшей вибрации. Для етого надо снова прогреть спай и опять та же свистопляска. К счастью, соосность устраняется наблюдением на глаз и выравниванием при легком нагреве и охлаждении. Допуски несоосности не более четверти милилметра, легко достижимы. Допуск на искривление оси (несбалансированность) - не более миллиметра на 35 см стержня. У меня меньше полмиллиметра.
Насчет резинки - ее надо отрезать подлиннее, с запасом на оливку и хомут, и еще на сантиметр-полтора (если шланг прямой и не деформируемый то можно длиннее) промежутка между стеклянным стержнем и осью мотора, чтобы малейшие неточности не привели к поломке - несоосность или несбалансированность приведут просто к изгибу шланга и его деформацией скомпенсируются. Без промежутка включать мешалку нельзя - гарантированно треснет тк тогда будет требовать очень точной сборки! Также стоит намотать на шлиф затвора побольше фум-ленты чтобы иметь возможность слегка изменять угол наклона затвора, чтобы мешалка свободнее вращалась. И надо научится (придрочицца - лучше подходит ) настраивать положение мотора и колбы. Нужно добиваться бесшумной работы которая будет намекать нам о том что мешалка работает правильно.
И еще - длинные стеклянные изделия носите держа за середину, следите за своими движениями и убирайте их подальше от края стола, когда моете - не держите предметы которые могут упасть над мешалкой - например когда мылите мыло. Ибо это очень точный и "высокотехнологичный" предмет а не лопата Это касается не только мешалки.
Кстати, читатель возможно прочтет ето и скажет "вот ето все гут но у меня нету таких мешалок" - мой знакомый сделал пропеллер из обычного стержня, просто разогрев и сплющив 4 стержня, после припайки получилась однопропеллерная мешалка. При наличии мотивации и желания все это легко осуществимо. Пользы же от мешалки очень много.
Теперь на очереди тесты на разных колбах, тк мешалка изначально предназначалась как универсальная. Итак, настраиваем положение двигателя (у него удобная для етого подставка) и наклон затвора, проверяем как вращается мешалка рукой, затем включаем двигло.
250 мл, полет нормальный.
Поллитра
Литр
Вращение с движением жидкости вдоль мешалки со дна и расширением потока на поверхности.
Наоборот - с засосом жидкости и воздуха сверху и разбрасыванием у дна.
Проверка шумности - без смазки звук громче от вращения но в другой комнате не слышим. При смазке глицерином - пару капель наверх, в специальную емкость, оставшуюся от алонжа - и при закрытии всех выходов колбы чтобы не слышно было бульканья - вообще не слышно! Только тихое жужжание двигателя. Если отойти за дверь не закрывая ее то создается впечатление что мешалка не работает. Кстати кто какую смазку посоветует? Силиконовую наверное, главное чтобы густая была, но я не могу ее найти.
2 литра :ph34r:
Мешалка выдержит и 4 л колбу, только движок будет почти у затвора. Но он не мешает всяческой обвязке торчащей в горлах тк в больших колбах горла расположены дальше друг от друга чем в малых. Мотор греется значительно медленнее, чем в прошлой схеме с подшипником, трение меньше.
Таким образом, несмотря ни на какие трудности, была получена универсальная мешалка для 29 шлифа, под колбы начиная от четверти литра и заканчивая четырьмя литрами. Хотя 4литровки имеют 45 горло. Почти из доступных реактивов из палатки около дома
Следующая модификация будет с регулятором оборотов, но ето не так просто - движок асинхронный.
Да - как вращается жидкость, можно смотреть часами, особенно в моменты старта. Там происходят просто какие то непонятные и неопознанные явления, похоже на записи в аэродинамической трубе.
Отредактировано Plutonium (2009-12-21 19:19:05)